А. П. Голубцов
Из чтений по церковной археологии и литургике
СПб, 1917
Введение стр.9-35
Глава I. Археология, как наука; возражения против ее научной состоятельности; понятие об археологическом памятнике. Предмет церковной археологии и связь с последней литургики. Замечания об отношении древнехристианского быта к церковно-обрядовым формам. Как понимают науку церковных древностей на Западе. Вспомогательные научные отрасли церковной археологии; значение для разработки ее классической археологии и истории. Задача церковной археологии. стр.9-27
Глава II. Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников христианского искусства. Замечательнейшие из западных музеев христианских древностей. Собрания русских церковных древностей. Система монументального богословия проф. Пипера. стр.27-35
Краткий обзор дохристианских культовых сооружений. Почему церковное зодчество должно служить исходным началом чтений по истории церковного искусства. Краткий обзор дохристианских культовых сооружений: мегалитические памятники, обрядовые формы домашнего богослужения, особенности устройства первобытных храмов, греко-римские храмы. стр.36-53
Места молитвенных собраний христиан I-III веков. стр.54-86
Глава I. Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков. Собрания первых верующих в Иерусалимском храме и по домам. Положение и устройство первохристианского молитвенного помещения; приспособление его к потребностям богослужения. Как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. Как рано появляются у христиан особые богослужебные здания. Исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах. Возражения против существования за это время открытых храмов у христиан и разбор их. стр.54-68
Глава II. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. Исторические сведения и свидетельства о назначении катакомб. Связь катакомб с погребальными обычаями древних. Мнения о времени и способе образования римских катакомб, результаты исследований Росси по этому вопросу. Свидетельства о богослужебном назначении катакомб; их устройство. Насколько справедливо мнение, что катакомбные крипты представляют первообраз позднейших церквей. стр.69-86
Об отношении христиан первых веков к искусству вообще, к живописи в частности. Состояние классического искусства перед появлением христианства. Как относились к художественным произведениям апологеты, большинство членов христианского общества и еретические кружки. Положение искусства в первохристианском мире вообще. стр.87-105
Из истории церковной живописи. стр.106-309
Глава I. Общие замечания о развитии христианской живописи; три периода в ее истории. Живопись как украшение житейской обстановки и как средство для выражения религиозно-нравственных представлений у первых христиан. Живопись в христианских храмах и её религиозно-культовое назначение. Характер отношения к церковной живописи христианских писателей: Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, оо. Эльвирского собора 306 года, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Астерия Ашасийского, Григория Двоеслова, Нила подвижника и других. Иконоборство, его отношение к церковному искусству и значение в истории последнего. стр.106-132
Глава II. Символический характер древнехристианской живописи и причины, его обусловившие. Отношение первохристианской живописи к античной; сюжеты, заимствованные из греко-римского искусства и их переработка в христианском (Орфей, феникс и др.) Символы христианского происхождения; сюжеты библейские и евангельские. Замечания о христианской символике в средние века. стр.133-163
Глава III. Собственные или исторические изображения на памятниках древнехристианского искусства. Описание некоторых из них; замечания о значении их в образовании иконописных типов. Изображения Бога Отца. Мнения некоторых учителей церкви о неизобразимости Его. Символическое изображение Бога Отца; позднее появление собственных изображений Его и главнейшие их типы. Изображения Иисуса Христа. Существование изображений Иисуса Христа в первые времена христианства у язычников, еретиков и православных. Мнения отцов и учителей церкви о наружном виде Спасителя. Идеальный тип Христа в катакомбном искусстве. Изображения Спасителя на памятниках византийского искусства. Восточное и западное предания о Нерукотворенном Образе. стр.163-193
Глава IV. О древнейших изображениях Божией Матери. Как рано становятся известными изображения Божией Матери. Катакомбные изображения Ее. Богоматерь в виде молящейся женщины (orantis). Богородица с младенцем Христом; изображение Богоматери в усыпальнице св. Агнессы. Византийский тип Богоматери. Предание о написании Ее иконы св. евангелистом Лукою; возражения против него и разбор их. стр.194-211
Глава V. Из истории изображений креста. Изображения креста в дохристианское время. Как рано христиане начали почитать крест. Причины сравнительно позднего появления изображений последнего на памятниках христианского искусства. Монограммы имени Христова (cruces dissimulatae). Главные виды прямого изображения креста. Символические формы распятия; представление распятия в собственном виде. Древнейшие распятия и их описания. Символика распятий. Из истории крестного знамения. стр.212-249
Глава VI. О греческом иконописном подлиннике. Существовал ли надзор за деятельностью живописцев к первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии. стр.250-262
Глава VII. Из истории древнерусской иконописи. Зависимость ее от византийской. Рассказ Патерика о построении и украшении Великой Печерской церкви; преп. Алипий. Значение Киева и Новгорода в дальнейшей истории нашей иконописи. Краткие сведения о первых иконописцах, работавших в московских и владимирских храмах. Старец Андрей Рублев. Строгановские письма. стр.263-269
Глава VIII. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Древнерусский иконописец и перемены, происшедшие в его положении в XV-XVI вв. Взгляд Стоглавого собора на нравственные и умственные качества иконника и сущность иконописания. Пожар 1547 года в Москве и иконографические новшества. Возражения против них дьяка Висковатого. Собор 1554 года; объяснения свящ. Сильвестра. Отношение Зиновия Отенского и преп. Максима Грека к изображениям западного происхождения. Каким путем последние заходили на Русь. стр.270-283
Глава IX. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Влияние Запада на Русь и нашу иконопись в XVII в. Сетования по этому поводу составителя "Щита веры" и распоряжения патриархов Никона и Иоакима. Школа царских иконописцев; отношение ее к западным иконописным образцам. Послание изографа Иосифа. Направление, данное Ушаковым нашей иконописи. Церковно-правительственные распоряжения XVII в. относительно иконописания. стр.284-299
Глава X. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси. стр.300-309
Приложение: Археология погребальных обычаев. стр.310-371
Глава I. Как развивалось понятие о необходимости погребения умерших. Обряды погребения в греко-римском мире и у первохристиан. Погребение, как долг живых в отношении умерших, по воззрению древних. Ревность христиан к погребению умерших; побуждения к исполнению этого долга. Погребальные обряды у греков и римлян и в первохристианском мире: их сходство и различия. стр.310-325
Глава II. Места погребения у древних в связи с формой погребения. Катакомбы как места погребения у первых христиан; их происхождение, способ погребения у древних христиан. Характер орнаментации катакомб в связи с орнаментацией надгробных памятников и мест погребения у древних. Воззрения христиан на смерть по данным древнейших вещественных памятников; видоизменение этих воззрений в позднейшее время. Представления о смерти древних и позднейших христиан по письменным памятникам. стр.326-350
Глава III. О христианской надгробной эпиграфике. Эпиграфика, как отдел археологии; важность ее изучения. Признаки для определения древнейших надгробных надписей в катакомбах. Различия их по времени происхождения, способу исполнения и орфографии. Стиль эпитафий. Формулы и выражения, заимствованные из греко-римской терминологии. Постепенная выработка христианского стиля и отличительные черты христианских надписей. стр.350-371
Приобрести электронное факсимиле книги А. П. Голубцова "Из чтений по церковной археологии и литургике" в формате Adobe Acrobat и высоком разрешении (2000х3000 пикселей) Вы можете в магазине
Донецкой Христианской Библиотеки >>