|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
2
1 Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного,
пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее
ливана,
2 и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть
муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на
жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;
3 а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая
святыня из жертв Господних.
4 Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то
приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные,
помазанные елеем.
5 Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть
пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;
6 разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное
[Господу].
7 Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное
из пшеничной муки с елеем,
8 и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь
оное священнику, а он принесет его к жертвеннику;
9 и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на
жертвеннике: это жертва, благоухание, приятное Господу;
10 а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня
из жертв Господних.
11 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте
квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву
Господу;
12 как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не
должно возносить их в приятное благоухание.
13 Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей
без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси
[Господу Богу твоему] соль.
14 Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в
дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные
зерна,
15 и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное;
16 и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном: это
жертва Господу.
1–13.
Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль.
14–16. Приношение начатков первых плодов.
1 В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч.
для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется
minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: dwron qusia (также
prosfora, manna, semidaliV), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь
от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается
растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: spondeion,
spondh, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело
общее значение дара (Быт XXXII:21–22; XLIII:11,15) и означало даже и
кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва
Каина (Быт IV:3–5). В законодательстве же Моисеевом минха означает
собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах — муке, елее и
вине — представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва
кровавая — скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской
промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои
произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1)
самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев
II), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной.
Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др.
протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом
Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы
Каина (Быт IV), Мелхиседека (Быт XIV и Гедеона (Суд VI:18).
Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в
святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий,
блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предъизображала
новозаветную жертву евхаристии.
2-3 Первый род хлебного приношения состоит в муке, политой елеем (не
приготовленной путем варенья или печенья). Кроме части (горсти муки),
сожигаемой на жертвеннике, остальное количество муки отдавалось «сынам
Аарона», священникам (прямым потомкам Аарона и родственным с ним
священническим фамилиям). Об участии приносителя в употреблении части
жертвы не сказано: отсюда — название «великая святыня» (qodesch
qodaschim) для хлебного приношения. «Великою святынею» назывались
жертвы, от которых приноситель не вкушал, а всецело передавал Господу, а
Он уже отдавал приношение священникам Своим; притом и священники могли
вкушать их лишь при входе в скинию. Напротив, «святынею» (qodesch)
называлось жертвоприношений, соединявшееся с трапезою, в которой
принимал участие и приноситель; этого рода трапезы могли съедаться на
всяком чистом месте (ср. VI:17–18; VII:1, 6; XXIV:9; XXII:11–13;
XXIII:20; Чис XVIII:17). Бескровная жертва возносилась «в память», евр.
azkarah, гр. mnhmosunon (ср. Деян X:4), Vulg.: memoriale —
преимущественно пред кровавыми жертвами избранный род жертвы.
4-7 Называются 3 вида хлебной жертвы из приготовленных на огне
продуктов: а) испеченное в печи (tannur, — во время странствования у
евреев были подвижные печи, а по поселении в Ханаане — вырытые в земле и
обложенные кирпичом со сводами и трубами) пресные хлебы и лепешки с
елеем; б) печенье, также пресное, из пшеничной муки с елеем, поджаренное
на сковороде (machabat, Vulg.: sartago) или, наконец, в) печенье из
горшка (marcheschet, Vulg.: craticula, слав.: «огнище» — вероятно
глиняная, в форме горшка, печь, по раскаленным стенкам которой
совершалось печенье теста, как и доселе у арабов), также приправленное
елеем.
8-10 ст. описывают обряд жертвоприношения этой минха или азкара — сходно
с предыдущим (2–3).
11-12 Хлебное приношение должно быть чуждо всего квасного (chomez),
именно в двух его видах: кислое тесто или кислый хлеб (seor) и мед
(debasch, по раввинам, фруктовый); то и другое не должно воспламеняться
на жертвеннике Иеговы, хотя в пищу человека оба вещества употреблялись.
Это запрещение, касающееся жертв бескровных, соответствует требованию
беспорочности материала — в постановлениях о жертвах кровавых. Квасное
производит брожение, а это последнее рассматривалось как родственное
гниению, и потому являлось образом нравственной порчи, греха (jezer
hara, йецер-гара у раввинов — первородный грех, похоть; ср. евангельские
изречения о «закваске фарисейской» — лицемерии, Лк XII:1; Мф ХVI:6; 1
Кор V:6–8). Мед, особенно фруктовый, по Плинию, также легко окисляется и
служит для получения закваски (отсюда у раввинов гл. hidbisch =
слащаветь, портиться), кроме того, по Абарб., означает недостаточную
деятельность рассудка, а при богослужении все силы духа должны были быть
собраны и сбережены на служение Богу. По блаж. Феодориту, под именем
кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается
сластолюбие (вопр. 1 на кн. Левит).
13 Напротив, неизбежным элементом всякой жертвы — бескровной (по данному
месту) и кровавой (Иез XLIII:24), вообще при всех жертвах (Мк IX:49),
является соль. Значение соли определяется 2-мя моментами: она 1) символ
оздоровления нравственного очищения (в Мк IX:49, очистительная сила соли
сопоставляется с очистительною силою огня) и 2) тип прочности,
постоянства, напр., незыблемости установленного Богом завета с Израилем
(Чис XVIII:19; 2 Пар XIII:5). У арабов и доселе при заключении союза обе
стороны вкушают соли. В обоих отношениях соль типически противоположна
брожению квасного, разрушению. В Евангелии (Мф V:18) солью земли
называются избранные проповедники Евангелия, имеющие солью его
оздоровить вселенную.
14-16 Приношение первых плодов земли (bikkurim) Иегове — новый вид
жертвы минха, именно: зерна только что вызревших колосьев (geres karmel,
LXX: cidra erikta, Vulg.: de spicis adhuc virentibus). Ритуал не
разнится от указанного в ст. 2. Начатки плодов земли евреи могли
приносить и во время странствования, так что нет нужды в предположении
некоторых, будто упоминание о них, ст. 14–16, внесено в первоначальный
текст лишь по вступлении Израиля.