|
|
I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
1
1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана,
сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, - Ефрафянин;
2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны
были дети, у Анны же не было детей.
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и
приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына
его, Офни и Финеес, священниками Господа.
4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и
всем сыновьям ее и дочерям ее части;
5 Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил
Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее.
6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что
Господь заключил чрево ее.
7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала
ее, а эта плакала [и сетовала] и не ела.
8 И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! [Она отвечала ему: вот я. И сказал
ей:] что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не
лучше ли я для тебя десяти сыновей?
9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред
Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм
Господень.
10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11 и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты
призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы
Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в
дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва
не коснется головы его.
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста
ее;
13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не
было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего
[и иди от лица Господня].
15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая
духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и
от скорби моей я говорила доселе.
17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит
прошение твое, чего ты просила у Него.
18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она
в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде.
19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и
пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о
ней Господь.
20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя:
Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его.
21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его [в Силом] совершить
годичную жертву Господу и обеты свои [и все десятины от земли своей].
22 Анна же не пошла [с ним], сказав мужу своему: когда младенец отнят
будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред
Господом и останется там навсегда.
23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе
не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из
уст твоих]. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не
вскормила.
24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца [и
хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, [и
отрок с ними]; отрок же был еще дитя.
25 [И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в
установленные дни приносил Господу. И привели отрока] и закололи тельца;
и привела отрока [Анна мать] к Илию
26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я - та
самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я
просила у Него;
28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И
поклонилась там Господу.
Рождение Самуила и посвящение его Господу.
1. Рамафаим-Цофим - иначе Рама Самуилова (см. 19 ст. ) - местность в
горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. Ефрафянин
- не в смысле "Вифлеемлянин" (Быт XXXV:1): Вифлеем расположен к югу от
Иерусалима, - а в смысле "ефремлянин", по месту своего происхождения.
Ефрафа, Ефрафянин, Ефрем, Ефраим, Ефремлянин - происходят от одного и
того же еврейского корня ??? - произрастать, плодиться, производить
плоды, быть плодородным.
3. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это
время Дом Господень, т. е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и
вместе судьей народа), а Офни и Финеес - священниками.
Положенные дни, в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу
Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи
мужского пола обязаны были (Исх XXXIV:23; Втор XVI:16) являться к Скинии
и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный
закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь
представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что
сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин
мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие
прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае
возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к
Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы.
4. Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим,
в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча
в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и
служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с
Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе
благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и
бедные (Лев VII:11, 21, 29-34; Втор XVI:11).
5. Часть особую, т. е. выбранную с особенным вниманием и любовью. - Xотя
Господь заключил чрево ее. Рассуждая по поводу означенных слов, блаж.
Феодорит замечает: "Сие научает читателей не на брак полагать надежду,
но Творца призывать на помощь. Ибо как земледельцу принадлежит ввергнуть
семена в землю, а Богу - привести посеянное в совершенство, так и браку
предоставлено общение, помочь же естеству и образовать живое существо
есть Божие дело" (Толк. на 1 Цар, вопр. 3).
11. Имеется в виду обет назорейства. См. прим. к VI гл. кн. Чисел.
Исходя из того предположения, что Елкана принадлежал к колену Левия (1
Пар VI:27-28, 33-34), говорят, что Самуил, как левит, и так должен был
служить Господу при Скинии. Конечно, как левит, Самуил должен был бы
служить Господу при Скинии, но не всю жизнь, а лишь в возрасте от 25 или
30 лет до 50 (Чис IV:3, 30; VIII:24), и притом без обязательства несения
тех аскетических подвигов, какие связаны с обетом назорейства.
20. Слово "Самуил" с еврейского означает "Испрошенный от Бога".
21. От принесения десятин в пользу священников не освобождались и левиты
(Чис XVIII:26; Неем X:38).
23. Только да утвердит, т. е. сделает твердым, непреложным слово
обещания, вышедшее из уст твоих.
25. И принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил
Господу. См. прим. к 3 стиху. Выражение "в установленные дни", по
сопоставлении его с выражением 3 стиха "в положенные дни", дает
основание предполагать, что прибытие к скинии Елканы, Анны и Самуила
совпало с одним из тех трех годичных праздников (Пасха, Пятидесятница,
Кущей), когда Елкана и его семейство являлись к скинии и приносили там
свои жертвы.
28. Последующие события показали, что пожизненное служение Самуила
Господу не ограничилось исполнением несложных обязанностей при
священно-служивших в скинии. Призванный Богом как пророк и судья
еврейского народа, Самуил ревностно служил Господу в целом народе
еврейском.