|
|
I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
6
1 И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, [и
наполнилась земля та мышами].
2 И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей [и заклинателей] и
сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам
отпустить его в свое место.
3 Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег [завета Господа] Бога
Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву
повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука
Его.
4 И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те
сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять
мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших;
5 итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших,
опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он
облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею;
6 и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое
Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они
отпустили их, и те пошли;
7 итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух
первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в
колесницу, а телят их отведите от них домой;
8 и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые
вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку
его; и отпустите его, и пусть пойдет;
9 и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он
великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его
рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно.
10 И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в
колесницу, а телят их удержали дома;
11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и
изваяниями наростов.
12 И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и
мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево; владетели же
Филистимские следовали за ними до пределов Вефсамиса.
13 Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели
ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.
14 Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там;
и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров
принесли во всесожжение Господу.
15 Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были
золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса
принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.
16 И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в
Аккарон.
17 Золотые эти наросты, которые принесли Филистимляне в жертву
повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон,
один за Геф, один за Аккарон;
18 а золотые мыши были по числу всех городов Филистимских - пяти
владетелей, от городов укрепленных и до открытых сел, до большого камня,
на котором поставили ковчег Господа и который находится до сего дня на
поле Иисуса Вефсамитянина.
19 [Не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамисских, что видели
ковчег Господа]. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они
заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят
человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим.
20 И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим
святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?
21 И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне
возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе.
Возвращение Ковчега Завета из земли филистимлян. Временная остановка
Ковчега в Вефсамисе
2-8. В древнем языческом мире существовал обычай умилостивлять то или
иное божество принесением ему в жертву металлических изображений кары,
постигшей человека или его достояние. Известно, напр., что афиняне
приносили богу в жертву изображение тех членов человеческого тела,
которые были поражаемы болезнью. Среди некоторых местностей (на севере
Европейской России, в Индии и пр. ) означенный обычай сохранился и по
настоящее время.
Обычай принесения божеству металлических изображений (или вообще знаков)
угнетавшей человека кары практиковался и в качестве благодарственной
жертвы по случаю освобождения от этой кары. Узники, получившие свободу,
вешали в храмах свои цепи; спасшиеся от кораблекрушения - металлическую
дощечку с изображением тонущего корабля. Луций Коллодий, исцелившийся от
глухоты, принес в жертву богине Минерве серебряные уши.
Как и вышеупомянутый, данный обычай не утратил своего значения среди
некоторых языческих местностей и по настоящее время.
С появлением христианства обычай приносить Богу какое-либо вещественное
знаменование постигшего или постигавшего человека горя не вполне вышел
из употребления: христианская история свидетельствует, что он имел себе
место и в христианстве, хотя уже существенно отличался от своего
древнего первообраза в язычестве. От соприкосновения с христианством
обычай внутренне очистился, сделавшись вместо проявления языческого
суеверия обнаружением глубокой веры и сердечной преданности христианина
Единому истинному, всемогущему и всеблагому, Богу. Из наиболее рельефных
примеров существования трактуемого обычая в христианской древности можно
указать на тот случай, когда исцеленный Божией Матерью св. Иоанн
Дамаскин сделал из серебра изображение отрубленной было у него
иконоборцами, а теперь чудесно вновь соединившейся с остальным телом
руки, и приложил это изображение к той иконе Богоматери, пред которой
молился, отчего эта икона и получила свое название "Троеручицы".
10. А телят их удержали дома: по естественному порядку вещей
первородящие коровы должны были идти не к Вефсамису, а домой, к своим
телятам.
15. Вефсамис - город, расположенный на запад от Вифлеема.
17. См. примеч. к 1 ст. V гл. Поименованы пять филистимских городов не
потому, что только эти города были поражены наказанием свыше, а потому,
что поименованные пять городов были столицами пяти главнейших князей
филистимских (ст. 4, 16, 18), группировавших около себя прочие города и
местности филистимской земли.
18. Открытыми селами названы селения без крепостной ограды.
До сего дня - выражение, указывающее на время священного писателя,
давшего завершительную редакцию 1-й и 2-й книгам Царств (см.
предварительные сведения о книгах Царств).
19. Ковчег Завета был святыней, неприкосновенной для лиц неосвященных
(Чис IV), а тем более для праздного любопытства толпы.
20. Кто из грешных людей может устоять пред обличающей святыней
Господней и мздовоздающим Правосудием десницы Его?
21. Кириаф-Иарим - город, лежащий на северо-востоке от Вефсамиса и на
северо-западе от Иерусалима, на пути в Силом, тогдашнему месту
расположения скинии.