|
|
II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
15
1 После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят
скороходов.
2 И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и
когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал
его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из
такого-то колена Израилева раб твой,
3 тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но
у царя некому выслушать тебя.
4 И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко
мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по
правде.
5 И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою
и обнимал его и целовал его.
6 Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к
царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян.
7 По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю:
пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;
8 ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь
возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.
9 И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.
10 И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав:
когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.
11 С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были
приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело.
12 Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела
Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный
заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.
13 И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на
сторону Авессалома.
14 И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме:
встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите,
чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас
беды и не истребил города мечом.
15 И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему
царю, мы - рабы твои.
16 И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять
жен, наложниц [своих], для хранения дома.
17 И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата.
18 И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и
все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли
впереди царя.
19 И сказал царь Еффею Гефянину: зачем и ты идешь с нами? Возвратись и
оставайся с тем царем; ибо ты - чужеземец и пришел сюда из своего места;
20 вчера ты пришел, а сегодня я заставлю тебя идти с нами? Я иду, куда
случится; возвратись и возврати братьев своих с собою, [да сотворит
Господь] милость и истину [с тобою]!
21 И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, и да живет господин мой
царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там
будет и раб твой.
22 И сказал Давид Еффею: итак иди и ходи со мною. И пошел Еффей Гефянин
и все люди его и все дети, бывшие с ним.
23 И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь
перешел поток Кедрон; и пошел весь народ [и царь] по дороге к пустыне.
24 Вот и Садок [священник], и все левиты с ним несли ковчег завета Божия
из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении,
доколе весь народ не вышел из города.
25 И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город [и пусть он стоит
на своем месте]. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он
возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его.
26 А если Он скажет так: `нет Моего благоволения к тебе', то вот я;
пусть творит со мною, что Ему благоугодно.
27 И сказал царь Садоку священнику: видишь ли, - возвратись в город с
миром, и Ахимаас, сын твой, и Ионафан, сын Авиафара, оба сына ваши с
вами;
28 видите ли, я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие
от вас ко мне.
29 И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим, и остались
там.
30 А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была
покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову
свою, шли и плакали.
31 Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с
Авессаломом. И сказал Давид: Господи [Боже мой!] разрушь совет
Ахитофела.
32 Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот
навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была
разодрана, и прах на голове его.
33 И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость;
34 но если возвратишься в город и скажешь Авессалому: `царь, [прошли
мимо братья твои, и царь отец твой прошел, и ныне] я раб твой; [оставь
меня в живых;] доселе я был рабом отца твоего, а теперь я - твой раб':
то ты расстроишь для меня совет Ахитофела.
35 Вот, там с тобою Садок и Авиафар священники, и всякое слово, какое
услышишь из дома царя, пересказывай Садоку и Авиафару священникам.
36 Там с ними и два сына их, Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын
Авиафара; чрез них посылайте ко мне всякое известие, какое услышите.
37 И пришел Хусий, друг Давида, в город; Авессалом же вступал тогда в
Иерусалим.
Возмущение Авессалома. Бегство Давида из Иерусалима.
1. По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя,
наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в
том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в
мести брату Амнону.
Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью
своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а
показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего
Израиля (см. ст. 6).
7. По прошествии сорока лет царствования Давида. Предполагают, что сюда
вкралась описка. Вместо "сорока лет царствования Давида" читают "четырех
лет" со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со
времени полного примирения с отцом, XIV:33) Авессалома. В еврейском
тексте слов "царствования Давида" нет; западные комментаторы указывают,
что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. "Священную летопись" Г.
Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим. ).
12. Гило - город к югу от Xеврона.
17. У Беф-Мерхата, в греческом тексте - En oikw tw makran, т. е. в
отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом
или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без
перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только
дачей, но целой окраиной города, одной из его "слобод".
18. Xелефеи и Фелефеи. См. прим. к VIII:18.
Гефяне - отряд гефских филистимлян, под начальством гефянина Еффея,
состоявший на службе у Давида.
19. Ты - чужеземец и пришел сюда из своего места для того, чтобы
зарабатывать деньги; а потому присоединись туда, где для тебя будет
выгоднее.
23. Вся земля ... весь народ, т. е. все, оставшиеся верными Давиду.
28. На равнине в пустыне у реки Иордан.
31. Мудрые советы Ахитофела ценились так высоко, как если бы это были
советы самого Бога (см. XVI:23).
32. Архитянин, т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и
Атарофом.
33. Будешь мне в тягость, так как вид твоего непритворного горя будет
только угнетать меня.