|
|
II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
19
1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ
услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.
3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся,
которые во время сражения обратились в бегство.
4 А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом,
сын мой, сын мой!
5 И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех
слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и
жизнь жен и жизнь наложниц твоих;
6 ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал
сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если
бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее;
7 итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо клянусь
Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни
одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили
на тебя от юности твоей доныне.
8 И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит
у ворот. И пришел весь народ пред лице царя [к воротам]; Израильтяне же
разбежались по своим шатрам.
9 И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь [Давид]
избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а
теперь сам бежал из земли сей [из царства своего] от Авессалома.
10 Но Авессалом, которого мы помазали в царя над нами, умер на войне;
почему же теперь вы медлите возвратить царя? [И эти слова всего Израиля
дошли до царя.]
11 И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите
старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить
царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его?
12 Вы братья мои, кости мои и плоть моя - вы; зачем хотите вы быть
последними в возвращении царя в дом его?
13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя - ты? Пусть то и то
сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь
военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
14 И склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к
царю сказать: возвратись ты и все слуги твои.
15 И возвратился царь, и пришел к Иордану, а Иудеи пришли в Галгал,
чтобы встретить царя и перевезти царя чрез Иордан.
16 И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошел с
Иудеями навстречу царю Давиду,
17 и тысяча человек из Вениамитян с ним, и Сива, слуга дома Саулова, с
пятнадцатью сыновьями своими и двадцатью рабами своими; и перешли они
Иордан пред лицем царя [и приготовили для царя переправу чрез Иордан].
18 Когда переправили судно, чтобы перевезти дом царя и послужить ему,
тогда Семей, сын Геры, пал [на лице свое] пред царем, как только он
перешел Иордан,
19 и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не
помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой царь
выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своем;
20 ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришел первый из
всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему царю.
21 И отвечал Авесса, сын Саруин, и сказал: неужели Семей не умрет за то,
что злословил помазанника Господня?
22 И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне
мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я,
что ныне я - царь над Израилем?
23 И сказал царь Семею: ты не умрешь. И поклялся ему царь.
24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он
не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей
и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он
возвратился с миром.
25 Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему
ты, Мемфивосфей, не пошел со мною?
26 Тот отвечал: господин мой царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб
твой, говорил: `оседлаю себе осла и сяду на нем и поеду с царем', так
как раб твой хром.
27 А он оклеветал раба твоего пред господином моим царем. Но господин
мой царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно;
28 хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим
царем, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же
имею я право жаловаться еще пред царем?
29 И сказал ему царь: к чему ты говоришь все это? я сказал, чтобы ты и
Сива разделили между собою поля.
30 Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмет даже все, после того
как господин мой царь, с миром возвратился в дом свой.
31 И Верзеллий Галаадитянин пришел из Роглима и перешел с царем Иордан,
чтобы проводить его за Иордан.
32 Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал
царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый.
33 И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя
в Иерусалиме.
34 Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с
царем в Иерусалим?
35 Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли
раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в
состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в
тягость господину моему царю?
36 Еще немного пройдет раб твой с царем за Иордан; за что же царю
награждать меня такою милостью?
37 Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около
гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой [сын мой] Кимгам пусть
пойдет с господином моим, царем, и поступи с ним, как тебе угодно.
38 И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что
тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя.
39 И перешел весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия
и благословил его, и он возвратился в место свое.
40 И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ
Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского.
41 И вот, все Израильтяне пришли к царю и сказали царю: зачем братья
наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили царя в дом его и всех людей
Давида с ним через Иордан?
42 И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам;
и из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя, или
получили от него подарки? [Или от податей освободил он нас?]
43 И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у
царя, также и у Давида мы более, нежели вы; [мы первенец, а не вы;]
зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том,
чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее,
нежели слово Израильтян.
Возвращение Давида в западное Заиорданье.
5-7. "Это говорит сам убийца Авессалома, ненавистный Давиду; но в его
словах было столько правды и практического благоразумия, что умный царь
подавил в себе горе и волнение, встал и вышел к народу на площадь при
городских воротах" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 236).
8. Израильтяне же, т. е. последователи Авессалома (ср. XVIII:17).
9-10. "Резиденция Давида была теперь в Маханаиме, и фактически Давид был
царем только за Иорданом. Евреи по эту сторону Иордана, ставшие на
сторону Авессалома, оказались теперь в странном положении. Только что
признанный ими царь погиб, а от Давида они отказались и поднимали против
него оружие. Давид оказался непобедимым и царствовал за Иорданом, а они,
как стадо без пастуха, оказались в положении, подверженном серьезным
опасностям. Не было иного исхода, как изъявить покорность Давиду и
возвратить его на Иерусалимский престол. Первые голоса в пользу Давида
раздались в северных коленах" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с.
237).
11-12. "Колено Иудино сохраняло загадочное молчание, не подавая никаких
надежд для Давида. Это обстоятельство представляется несколько странным
и требует некоторого объяснения". Возможно то предположение, что, не
получив от Давида никаких особенных привилегий сравнительно с другими
коленами (ст. 42), колено Иуды примкнуло к Авессалому сколько по чувству
недовольства Давидом, столько и из ожидания получить желаемые привилегии
от Авессалома. "Когда же предприятие Авессалома не удалось, и оставалось
только возвратиться к старому порядку вещей, колено Иудино глубже других
чувствовало свое заблуждение и стыдилось своего поступка. Его
представителям совестно было явиться на глаза Давиду с повинной и с
предложением верноподданства, сделавшегося столь сомнительным, и они
медлили. Давид понял затруднение своего колена и, все-таки считая его,
несмотря на временное увлечение, более верным оплотом своего дома,
решился ободрить его кротким приглашением и напоминанием его
обязанности" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 237-238).
13. Не кость ли ты моя и плоть моя - ты? См. XVII:25.
Вместо Иоава, навсегда: резкая самостоятельность Иоава и случай явного
нарушения им воли своего царя (XVIII:5, 9-17), помимо же того, что
предметом последней своевольной выходки Иоава было лицо, особенно
близкое Давиду, - не могли не оттолкнуть от него Давида.
16. См. XVI:5-11.
17. См. XVI:1-4.
18-23. См. XVI:5-11. - Из всего дома Иосифова; по тексту 70-ти: первее
всего Исраиля и дому Иосифля. В объяснение того, почему дом Иосифа
ставится во главу всего Израиля, см. 1 Пар V:1.
24-28. Ср. XVI:1-4.
Ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим. См. гл. IX.
29. Трудно было решить, кто был действительно виноват - Сива ли, или
Мемфивосфей. "Во всяком случае Давиду тяжело было слушать униженные речи
сына своего друга Ионафана, и он угрюмо прервал Мемфивосфея: "к чему ты
говоришь все это?" Находя же свое прежнее распоряжение об отнятии у
Мемфивосфея всего имущества в пользу Сивы слишком жестоким, но и не
желая отменять его совсем, так как считал донесение Сивы не вполне
безосновательным, Давид, чтобы уладить как-нибудь это неприятное дело,
прибавил: "я говорю, чтобы ты и Сива разделили поля поровну" (Я.
Богородский, "Еврейские цари", с. 240-241).
31-32. См. XVII:27-29.
41. "Когда Давид был уже в Галгале и когда явились сюда представители
северных колен, они были неприятно поражены тем, что царь был, так
сказать, уже дома и более как бы не нуждался в них. Они рассчитывали
найти Давида в его заиорданском убежище и обрадовать его своим
появлением и торжественным заявлением своих верноподданических чувств. И
вдруг видят царя по эту сторону Иордана, во главе могущественного
колена, почти не нуждающегося в их депутации. Разочарование северян
перешло в подозрение, а потом и досаду на предупредившее их колено Иуды"
(Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 242).