|
|
Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
18
1 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с
Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью;
2 удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как
говорил Он ему.
3 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в
жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и
желудок;
4 также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от
шерсти овец твоих отдавай ему,
5 ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он
предстоял [пред Господом, Богом твоим], служил [и благословлял] во имя
Господа, сам и сыны его во все дни.
6 И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли [сынов]
Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое
изберет Господь,
7 и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его
левиты, предстоящие там пред Господом, -
8 то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от
продажи отцовского имущества.
9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не
научись делать мерзости, какие делали народы сии:
10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез
огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости
Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
13 будь непорочен пред Господом Богом твоим;
14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и
прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе
Господь Бог твой, - Его слушайте, -
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания,
говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего
великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу
слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить
Моим именем, с того Я взыщу;
20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не
повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого
пророка предайте смерти.
21 И если скажешь в сердце твоем: `как мы узнаем слово, которое не
Господь говорил?'
22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не
исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по
дерзости своей, - не бойся его.
Повторение закона об уделе левитов. — Предохранение от идолослужения и
увлечения ложными пророками. Обетование о пророке, подобном Моисею.
1-2 Чис XVIII:20.
3-5 Ср. Исх XXIX:26–28; Лев — II:2, 10; VI:24–29; VII:6–14, 28–36;
IX:31–38; X:12–18; XIV:13; XXIII:20; Чис XVIII.
С вступлением в землю Ханаанскую отменялось данное в пустыне повеление,
чтобы всякое чистое животное закалалось пред скинией, как жертвенное
(Втор XII), через что содержание священников сокращалось в значительной
степени. Поэтому, сверх «груди потрясения» и «плеча возношения»,
включены также «челюсти и желудок». К числу приношений первых плодов
прибавлены начатки шерсти от овец (Властов, Свящ. Лет.).
6-8 Левит, навсегда покинувший пределы своего левитского города и
перешедший на постоянную службу при скинии, получал содержание из
средств последней, удерживая при себе и то, что «получал от продажи
отцовского достояния» (ст. 8).
9-14 Ср. Лев ХIX:31; Втор XIII. «Проводящий сына своего или дочь свою
через огонь», в честь богов язычества.
15-19 Согласно указаниям новозаветного Писания (Ин V:46; Деян III:22,
23; VII:37) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых
стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных
пророков, выступавших в Израиле после Моисея, никто не может быть
сравнен с последним (Втор XXXIV:10–12).
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты». Моисей был вождь,
пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми,
отличавшийся особенной близостью к Иегове (Чис XII:6–8); Мессия Иисус
Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между
Богом и людьми, по Своему божественному естеству — Единородный Сын
Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли
обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил
человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители
обетованного блаженства.
20-22 Ср. Втор XIII:1–5. В 1–5 ст. XIII гл. кн. Втор отмечается один
признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона
учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.