|
|
Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
23
1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти
в общество Господне.
2 Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение
его не может войти в общество Господне.
3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое
поколение их не может войти в общество Господне во веки,
4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли
из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из
Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;
5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь
Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит
тебя.
6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
7 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином,
ибо ты был пришельцем в земле его;
8 дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в
общество Господне.
9 Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого.
10 Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он
должен выйти вон из стана и не входить в стан,
11 а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по
захождении солнца может войти в стан.
12 Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;
13 кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь
садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение
твое;
14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и
предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть
свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
15 Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина
своего;
16 пусть он у тебя живет, среди вас [пусть он живет] на месте, которое
он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не
притесняй его.
17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть
блудника из сынов Израилевых.
18 Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по
какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо
другого, что можно отдавать в рост;
20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы
Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими,
на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо
Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
22 если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
23 Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты
Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами
своими.
24 Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды
досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими,
но серпа не заноси на жатву ближнего твоего.
Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о
беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об
обетах; о пользовании чужим садом и жатвой.
1-8 В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть
принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, — так как закон чужд
всякой противоестественности (см. Втор XXII:5, с прим.), почему
«запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот»
(блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных
блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых,
потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания
(Быт XIX:36–38); а потом и по причине нечестия, участниками в котором
сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в
служение идолам (Чис XXV)» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки
идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в
израильскую общину, — вероятно по причине сравнительной чистоты их
нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые
ученые держатся того мнения, что последняя была не чем иным, как
прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и
ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян (2 Пар
XXV:14) относится сравнительно к позднейшему времени, при чем неизвестно
еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением, или же
только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно
чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца
(Исх XXXII:1–6).
9-14 Правила гигиены, получающие особенное значение в виду
богоизбранности народа.
15-16 Имеются в виду рабы, прибежавшие из-за палестинского рубежа.
17-18 Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие
себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3 Цар XIV:23–24;
XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той
платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18).
19-20 Ср. Исх XXII:25; Лев XXV:35–37. Закон запрещает еврею пользоваться
процентами на капитал, данный в ссуду «брату», т. е. еврею же.
Разрешалось взимать проценты только с иностранца, стоявшего вне сферы
отношений теократической общины.
21-23 Ср. Лев XXVII; Чис ХХХ (правила обетов).
24-25 Ешь виноград, срывай колосья (Мф XII:1) в саду и поле твоего
ближнего: «пусть наполнится до сытости чрево твое, по причине голода»,
говорит св. Ефрем Сир., но ягод в сосуд твой не клади и серпа на жатву
ближнего твоего не заноси, «потому что этим покажешь уже алчность»
(Толк. на кн. Втор., гл. XXIII).