|
|
Числа
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
11
1 Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился
гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край
стана.
2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь
Господень.
4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны
Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и
репчатый лук и чеснок;
6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.
7 Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;
8 народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и
варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу
лепешек с елеем.
9 И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.
10 Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей
шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было
для Моисея.
11 И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я
не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего
народа сего?
12 разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты
говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в
землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?
13 откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут
предо мною и говорят: дай нам есть мяса.
14 Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня;
15 когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел
милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.
16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин
Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и
возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на
тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один
ты носил.
18 Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо;
так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом?
хорошо нам было в Египте, - то и даст вам Господь мясо, и будете есть
[мясо]:
19 не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и
не двадцать дней,
20 но целый месяц [будете есть], пока не пойдет оно из ноздрей ваших и
не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа,
Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам
выходить из Египта?
21 И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я
нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!
22 заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба
морская соберется, чтобы удовлетворить их?
23 И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты
увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?
24 Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей
из старейшин народа и поставил их около скинии.
25 И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на
нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они
стали пророчествовать, но потом перестали.
26 Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя
Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не
выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.
27 И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад
пророчествуют в стане.
28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных
его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в
народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на
них!
30 И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.
31 И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал
их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую
сторону около стана, на два почти локтя от земли.
32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день
собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и
разложили их для себя вокруг стана.
33 Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень
возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.
34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили
прихотливый народ.
35 От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе.
Тавера. — Народное недовольство по поводу отсутствия мяса, рыбы и
некоторых видов растительной пищи. — Смущение Моисея. — Избрание 70-ти
старейшин, помощников пророка Моисея. — Наказанное вожделение;
Киброт-Гаттаава. — Движение в Асироф.
1 Под «огнем Господним» в данном случае (ср. ст. 3) можно разуметь
необыкновенно сильную молнию, посланную Богом в наказание роптавших, —
подобно тому, как «огнем небесным», «огнем Божьим» молния названа в кн.
Иова (I:16) и 4 кн. Цар (I:10, 12).
2 В полном списке станов Израиля (Чис XXXIII гл.) Тавера не встречается.
Полагают, что это название приурочено было лишь к той части еврейского
лагеря (в Киброт-Гаттаава, которая подверглась пожару).
7 По предположению одних, «бдолах» (ср. Быт II:1) означает жемчуг (что
подтверждается и позднейшим иудейским пониманием), по предположению
других — род кристаллизовавшейся благовонной аравийской смолы
светло-желтоватого цвета (LXX: to eidoV autou eidoV krustallou, слав.:
яко вид кристалла).
10-15 Явная неблагодарность и постоянный ропот народа не могли не влиять
даже на такого крепкого духом человека, каким был Моисей: ведь и Моисей,
замечает блаж. Феодорит, был не пророк только, но и человек (Толк. на
кн. Чис, вопр. 19).
В качестве постоянных помощников пророку Моисею по управлению народом в
духе богодарованного закона Господь повелевает вождю избрать из
старейшин Израиля 70 человек и, когда те были избраны и, согласно Его
повелению, приведены к скинии, — наделяет их Духом Святым.
По мнению христианских экзегетов, 70 избранных и одаренных Духом Божиим
старейшин послужили началом специально пророческого служения в еврейском
народе и образцом для тех пророческих школ, которые приготовили
вдохновенных истолкователей и неумолимых стражей закона Божия на
протяжении всей ветхозаветной истории.
По еврейскому преданию, 70 старейшин, помощников Моисея, послужили
прототипом для создания верховного Синедриона.
20 «Пока не сделается для вас отвратительным»: по греческому тексту
(LXX) — «coleran»; по переводу Симмаха — «несварением».
21-22 Моисей недоумевает относительно того способа, каким может быть
осуществлено обетование божественного всемогущества.
25 «Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает
«предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1 Цар
X:5, 6, 10, 13; ХIX:20), выражение «пророчествовать» можно понимать в
смысле — прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных
гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил
человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали
и «пророчествовать».
26 Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю
какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне
достойными сообщения им Духа Божия.
31 Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою
солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками.
32 10 хомеров равняются, приблизительно, 180 четверикам.
33 «Язва», т. е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как
последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к
тому же после продолжительной диеты. См. прим. к 20 ст.
34-35 Станы Киброт-Гаттаава и Асироф отыскивают на с.-в. от Синая.
Вообще нужно заметить, большинство географических предположений,
отождествляющих пункты еврейских остановок с известными ныне
местностями, суть не более, как только предположения. Известно лишь
главное направление движения еврейских полчищ. Из сборного египетского
пункта Раамсеса евреи двинулись на восток, по направлению к северной
оконечности Суэзского залива, где совершился известный переход «через
Чермное море». По выходе из моря и вступлении на Синайский полуостров,
пошли на юг, по направлению к группе Синайских гор, придерживаясь
западного берега полуострова. От группы Синайских гор пошли на с.-в., по
направлению к северной оконечности залива Акаба. Отсюда — на север, к
южный пределам Ханаана (Кадас-Варни). После известного осуждения на
40-летнее странствование — обратное возвращение в пустыни Синайского
полуострова; новое прибытие в Кадес-Варни; обходное движение около
юго-восточного угла земли обетованной; занятие восточного Заиорданья;
расположение близ Иерихона; занятие Ханаана.