|
|
Числа
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
17
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех
начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на
жезле его;
3 имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника
колена их [должны они дать];
4 и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я
вам;
5 и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов
Израилевых, которым они ропщут на вас.
6 И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от
каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл
Ааронов был среди жезлов их.
7 И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения.
8 На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл
Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес
миндали.
9 И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И
увидели они это и взяли каждый свой жезл.
10 И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом
откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился
ропот их на Меня, и они не умирали.
11 Моисей сделал это; как повелел ему Господь, так он и сделал.
12 И сказали сыны Израилевы Моисею: вот, мы умираем, погибаем, все
погибаем!
13 всякий, приближающийся к скинии Господней, умирает: не придется ли
всем нам умереть?
Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона.
1-5 (евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в
богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное
свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за
грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало
знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую
избранному и через избранного всем верным сынам Израиля.
6 Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левина колена был
тринадцатым.
8 По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а)
бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы
Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.),
иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру
воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо
Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе
одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир.,
Толк. на кн. Чис., гл. XVII), — соделываясь «подобием будущего
воскресения» человеке (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и
укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны
приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же
прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п.
кан. Честн. Кр.).
10 «Пред ковчегом», — подобно тому, как и сосуд с манной (Исх ХVI:34).
12-13 Сознавая истинность богоизбрания своих вождей, народ все еще не
может освободиться от чувства мрачного отчаяния при виде явной
несбыточности своих противозаконных вожделений.
Дальнейший период 38-летнего (40 лет считаются с момента выступления из
Раамсеса) странствований, как мрачный период вымирания народа по
грозному суду правды Божией, пройден бытописателем почти полным
молчанием. В течение означенного времени израильтяне или всей массой
переходили из одного оазиса на другой (подобно бедуинам) и жили там,
пока была провизия для скота; или же, разделившись на группы,
перекочевывали каждая самостоятельно. Возможно, что кроме скотоводства,
известные группы народа занимались порою и земледелием (ср. Быт ХXVI).
Моисей же должен был со скинией в разное время посещать означенные
группы народа. Средоточным, так сказать, связующим, центром народных
групп мог быть округ Негеб, преддверие земли обетованной.