|
|
Числа
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
25
1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями
Моава,
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и
кланялся богам их.
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на
Израиля.
4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их
Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих,
прилепившихся к Ваал-Фегору.
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим
Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых,
когда они плакали у входа скинии собрания.
7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из
среды общества и взял в руку свою копье,
8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их,
Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов
Израилевых.
9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.
10 И сказал Господь Моисею, говоря:
11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от
сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов
Израилевых в ревности Моей;
12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,
13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за
то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых.
14 Имя убитого Израильтянина, который убит с Мадианитянкою, было Зимри,
сын Салу, начальник поколения Симеонова;
15 а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника
Оммофа, племени Мадиамского.
16 И сказал Господь Моисею, говоря:
17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их,
18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас
Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою
в день поражения за Фегора.
Блужение израильтян в Ситтиме. — Поражение согрешивших. — Религиозная
ревность Финееса. — Возвращение милости Божией к народу. — Повеление о
мадианитянах.
1-3 «Ситтим» (Абель-Ситтим) — поле акаций.
Упоминается в 49 ст. XXXIII гл. кн. Чис и в 1 ст. II:1 ст. III гл. кн.
Нав.
Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым
божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане.
Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался,
что вожделения (Чис XXVI:16; см. И. Флав., Древн. IV:6) чувственных
удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов
иных. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и прилепился
Израиль к Ваал-Фегору».
4 «Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь
языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени
до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону
убираться (Втор XXI:22, 23).
5 «Судьям Израилевым» — начальствующим лицам в израильских коленах.
8 «Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям
закона о смертной казни идолопоклонников (Лев XX:2; Втор XIII:8, 9).
«Право ревнования» — jus. zelotyparum — признается раввинским учением за
каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин II:14,
17).
«И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по
приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому,
какой-нибудь опустошительной болезнью.
9 Апостол Павел считает (1 Кор X:8) погибших не 24, а 23 тысячи, держась
иудейского предания, по которому тысяча людей умерли не от «язвы», а от
меча по приговору Моисея и судей.
13 До первосвященника Илия первосвященство непрерывно находится в
потомстве Финееса, сына Елеазара, сына Ааронова. При Илии
первосвященство временно переходит из дома Елеазара в дом Ифамара (что
Илий был из дома Ифамара, — доказывается тем, что в 27 ст. II гл. 3 кн.
Цар. удаленный от первосвященства Авиафар назван потомком Илия; в 17 ст.
VIII гл. 2 кн. Цар. Ахимелех назван сыном Авиафара, а в 3 ст. XXIV гл. 1
кн. Пар. тот же Ахимелех называется потомком Ифамара); но при Соломоне
первосвященник Садок вновь возвращает первосвященство дому Финееса.
Потомство Садока дает Израилю первосвященников вплоть до Вавилонского
плена.
Предание прибавляет, что (с кратким перерывом при Илии, а потом — при
Давиде) потомство Финееса священнодействовало до времен самого великого
Первосвященника (Властов).
18 «За Фегора», т. е. за блужение в честь Ваал-Фегора.