|
|
Числа
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
16
1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны
Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
2 восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят
мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все
общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше
народа Господня?
4 Моисей, услышав это, пал на лице свое
5 и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь,
кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет,
того и приблизит к Себе;
6 вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы
7 и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и
кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины!
8 И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия!
9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества
Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при
скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них?
10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы
домогаетесь еще и священства.
11 Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что
вы ропщете на него?
12 И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они
сказали: не пойдем!
13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и
мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!
14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во
владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не
пойдем!
15 Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на
приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни
одному из них.
16 И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред
лицем Господа, ты, они и Аарон;
17 и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и
принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят
кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.
18 И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них
курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон.
19 И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И
явилась слава Господня всему обществу.
20 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
21 отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение.
22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти!
один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?
23 и сказал Господь Моисею, говоря:
24 скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и
Авирона.
25 И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины
Израилевы.
26 И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не
прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам
[вместе] во всех грехах их.
27 И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а
Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и
сыновьями своими и с малыми детьми своими.
28 И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все
дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:
29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание,
какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;
30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и
поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут
в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей
Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и
покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
34 И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле,
дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
35 И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые
принесли курение.
36 И сказал Господь Моисею, говоря:
37 скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные]
кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились
38 кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для
покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они
сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых.
39 И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли
сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника,
40 в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от
семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не
было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез
Моисея.
41 На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и
Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень.
42 И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к
скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня.
43 И пришел Моисей и Аарон к скинии собрания.
44 И сказал Господь Моисею [и Аарону], говоря:
45 отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они
пали на лица свои.
46 И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с
жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо
вышел гнев от Господа, [и] началось поражение.
47 И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот,
уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ;
48 стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось.
49 И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме
умерших по делу Корееву.
50 И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того
как поражение прекратилось.
Возмущение Корея, Дафана, Авирона, Авнана и 250 именитых мужей Израиля.
— Наказание возмутившихся.
1-2 Страх от рассказов соглядатаев земли Ханаанской, неудача
самовольного вторжения в заповедные пределы, предстоящее скитание по
только что пройденным пустыням произвели в народе общий упадок духа и
вместе с тем крайнее недовольство своим положением. Влияние Моисея
ослабело; с упадком этого влияния ослабла и дисциплина. Пользуясь таким
состоянием народа, левит Корей со знатнейшими рувимлянами Дафаном,
Авироном и Авнаном составили заговор с целью произвести коренное
изменение в церковно-гражданском устройстве общины. Вскоре на сторону
заговорщиков перешли еще 250 «именитых» людей. Заговор прикрывался
высокой идеей святости всего народа. «Полно вам! — говорили заговорщики
Моисею и Аарону. — Все общество свято, среди всех Господь! Зачем же вы
ставите себя выше всех в народе Господнем?…» Опасность бунта была
очевидна: это не было скоропреходящим возмущением людей, лишенных воды
или пищи, — возмущением так же скоро прекращающимся, как и возникающим.
На суд возбужденного народа были представлены основные принципы строя
его социально-церковной жизни… В случае успеха задуманного заговорщиками
предприятия, дезорганизованной еврейской массе могла угрожать серьезная
опасность: часть евреев возвратилась бы, вероятно, в Египет, к котлам
египетского мяса; часть затерялась бы в пустынях и часть
ассимилировалась бы с туземными обитателями Ханаана.
Отсюда понятна та страшная кара, которая обрушилась на зачинщиков
движения и которая должна была отрезвить их единомышленников.
16 «И все общество твое», т. е. все твои сторонники.
36-50 в еврейском тексте отнесены к XVII главе.
37 Приказание отдается не Аарону, потому что первосвященник ни в коем
случае не должен оскверняться прикосновением к умершим (Лев XXI:11).
38 Принесенные (хотя и незаконно) пред Господа кадильницы освятились
этим приношением и потому их материал не мог быть эксплуатирован в
обыденном употреблении.
41 Ропот народа на другой день чудесного знамения в пользу c
богоизбранности Моисея и Аарона осязательно свидетельствует о широте и
серьезности заговора.
Последовавшее вслед за этим «поражение» в народе (ст. 46 и 49) является
актом наказания и вразумления.
47-48 Новое наглядное подтверждение богодарованного через Моисея закона,
по которому воскурять перед Господом могли только лица, избранные на
служение Ему.
Принесенное чуждыми руками, курение фимиама сопровождалось гибелью, а
принесенное законно посвященным лицом — спасением для людей.
Первосвященник Аарон, заступивший народ, может быть рассматриваем как
прообраз великого Первосвященника, ходатая человеков перед Богом.