|
|
Иисус Навин
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
16
1 Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод
Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе
Вефильской;
2 от Вефиля идет предел к Лузу и переходит к пределу Архи до Атарофа,
3 и спускается к морю, к пределу Иафлета, до предела нижнего Беф-Орона и
до Газера, и оканчивается у моря.
4 Это получили в удел сыны Иосифа: Манассия и Ефрем.
5 Предел сынов Ефремовых по племенам их был сей: от востока пределом
удела их был Атароф-Адар до Беф-Орона верхнего [и Газары];
6 потом идет предел к морю северною стороною Михмефафа и поворачивает к
восточной стороне Фаанаф-Силома и проходит его с восточной стороны
Ианоха;
7 от Ианоха, нисходя к Атарофу и Наарафу, примыкает к Иерихону и доходит
до Иордана;
8 от Таппуаха идет предел к морю, к потоку Кане, и оканчивается морем.
Вот удел колена сынов Ефремовых, по племенам их.
9 И города отделены сынам Ефремовым в уделе сынов Манассииных, все
города с селами их.
10 Но [Ефремляне] не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи
жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань. [Наконец пришел фараон,
царь Египетский, и взял город, и сжег его огнем, и Хананеев и Ферезеев и
жителей Газера перебили, и отдал его фараон в приданое дочери своей.]
1–4.
Южная граница Ефремова и Манасиина колен. 5–9. Граница удела Ефремова
колена. 10. Хананеи в Газере.
1 Граница удела, доставшегося по жребию сынам Иосифа, т. е. Ефремову и
половине Манассиина колена, начиналась от того места Иордана на, которое
находится против Иерихона, шла затем к водам Иерихонским, под которыми
разумеется, вероятно, находившийся у древнего Иерихона богатый водой
источник, называвшийся впоследствии источником Елисея, а в настоящее
время Аин-ес-Султан или Ель Кельт [Святая Земля, II:19.]. Дальнейшим
пограничным пунктом служила пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе
Вефильской, под ней разумеется пустынная местость, идущая на запад от
Иерихона с крутыми подъемами на горную возвышенность; в XVIII:12 она
названа пустыней Бефавен.
2 От горы Вефильской, названной по имени находившегося на ней Вефиля,
граница шла к Лузу, который находился, нужно думать, в некотором
расстоянии от Вефиля, что видно отчасти из Быт XXVIII:19, где Иаков дает
имя Вефиль месту, на котором он спал и которое находилось не в самом
Лузе (ст. 11). Местоположение следующего затем города или вообще
местности с именем Архи с положительностью неизвестно; одни место Архи
указывают в сохранившей это название деревне на запад от Рамаллы
[Деревня Рамалла находится к западу от Беерофа (IX:17), по Baedeker,
Palastina and Syrien.], другие — в деревне Арик, между Вефмлем и
Вефороном [Tristram. Bible places, 182.]. Место Атарофа, названного
далее в 5 ст. и XVIII:13, Атароф-Адаром, указывается в Хирбет-ель-Атира,
как называется деревня с развалинами на юге от Беерофа [У 70-ти Архи и
Атароф составляет одно название: Catarwqei по Ватиканскому списку,
Arciatarwq по Александрийскому, согласно с которым в слав. Библии
читается к пределам Архиатарофа. Так как городов, носивших название
Атароф было несколько в Ханаане, то разумеющийся здесь Атароф обозначен
точнее через присоединение к его названию имени жившего в нем племени
Архитян (2 Цар XV:32).].
3 Предел Иафлета неизвестен по своему положению. О нижнем Беф-Ороне см.
X:10. Газер, бывший сильной крепостью, расположен был на высоком холме
Телль Джецар, покрытом обширными развалинами, который находится между
Екроном (XIII:3) и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас
[Никополис-Алевас находится в 6-ти часах пути на запад от Иерусалима, в
3-х часах на юг от Рамле.]. Место Гезера, остававшегося до недавнего
времени неизвестным с достоверностью, найдено в 1873 г. известным
французским археологом Клермоном Ганно, и это открытие нашло признание
со стороны других исследователей.
5 Южная граница удела Ефремова колена, одинаковая с описанной в ст. 1–3,
обозначена также, начиная с востока; на ней указаны по еврейскому тексту
только два пункта: Атароф-Адар, под которым разумеется Атароф, названный
во 2-м ст., и Вефорон верхний (см. X:11). В списках перевода 70-ти, а
согласно с ними в славяно-русском переводе, читается затем название
города Газера (и Газары), перенесенное, вероятно, сюда из 3-го cт., где
по греческому переводу оно не читается. Конечными словами описания южной
границы служат, как можно думать, начальные слова 6-го ст.: потом идет
предел к морю, примем описание границы оканчивалась бы также, как и в
3-м стихе.
6-7 стихи содержат описание северной границы Ефремова колена, которое по
еврейскому тексту начинается словами «Михмефаф на севере», причем этот
город назван подобно Сариду, при описании границы Завулонова колена
(XIX:10–12), как серединный город на этой границе, от которого идет
дальнейшее описание ее. Место Михмефафа, однако, не определено. Из
XVII:7 видно только, что этот город находился «пред лицем Сихема» (по
буквальному переводу с еврейского), т. е. недалеко от Сихема, к северу
от которого он и указывается на некоторых картах Палестины [Разумеется
стенная карта Палестины, изданная Kupert'ом в 1366 г.]. От Михмефафа
граница шла на восток к Фаанаф-Силому, который у Евсевия (под именем
Qhnaq) указан в 10 римских милях от Неаполиса (т. е. Сихема) к востоку,
на пути к Иордану; согласно с чем местом его признается «Тана» как
называются в настоящее время развалины на юго-восток от Наблуса. От
Фаанаф-Силома граница шла к Ианоху, находившемуся на месте развалин,
носящих название Ианун, в 2 1/2 часах пути на юго-восток от Наблуса.
После Ианоха граница спускалась к Агарофу и Наарафу. Первый из них,
отличный от Атарофа, указанного во 2 и 5 стихах, находился, вероятно, на
склоне гор Ефремовых в направлении к Иорданской долине; но самое место
его остается неизвестным. Наараф у Евсевия указан в 5-ти римских милях
от Иерихона; место его в настоящее время с точностью также не
установлено.
8 Здесь указывается западная сторона северной границы Ефремова колена. В
качестве начального ее обозначения назван Таппуах, к которому она
направлялась из Михмефафа, как видно из XVII:7, где сказано относительно
границы Манассиина полуколена, соседнего с Ефремовым, что граница шла от
Михмефафа к жителям Ен-Таппуаха. Местоположение этого города не
определено. От Таппуаха граница шла на запад (к морю, см. XV:10), к
потоку Кане, под которым с вероятностью разумеется поток, впадавший в
Средиземное море между Кесарией и Яффой, в настоящее время носящий
название Нар-ель-Кассаб или Фалаик.
9 Сверх городов, указанных на границах, Ефремову колену принадлежали еще
другие — с их селами в уделе Манассиина колена. Причина этого
заключалась, конечно, в том, что доставшийся этому многолюдному колену
удел оказался действительно недостаточным. Хотя заявление его в этом
отношении было отклонено Иисусом Навином (XVII:14–18), но впоследствии
оно было, как нужно думать, удовлетворено. Манассиину колену взамен даны
были города в уделах Иссахарова и Асирова колена (XVII:11).
10 О Газере см. 3-й ст. Слова, огражденные скобками Наконец пришел
Фараон… в приданное дочери своей читаются в древнейших и позднейших
списках перевода 70-ти, но отсутствуют в еврейском тексте и перевода
блаж. Иеронима. В некоторых греческих списках они отмечены овелом, что
показывает, что в еврейском тексте они не читаются. По последнему, как и
переводу 70-ти, эти слова находятся в 3 Цар IX:16, откуда, нужно думать,
и перенесены в кн. Иисуса Навина для более точного обозначения времени,
до которого хананеи продолжали жить в Газере.