|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
3
1 Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота,
мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую
порока,
2 и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей
скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на
жертвенник со всех сторон;
3 и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий
внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник,
который на печени; с почками он отделит это;
5 и сыны Аароновы сожгут это на жертвеннике вместе со всесожжением,
которое на дровах, на огне: это жертва, благоухание, приятное Господу.
6 А если из мелкого скота приносит он мирную жертву Господу, мужеского
или женского пола, пусть принесет ее, не имеющую порока.
7 Если из овец приносит он жертву свою, пусть представит ее пред
Господа,
8 и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее пред скиниею
собрания, и сыны Аароновы покропят кровью ее на жертвенник со всех
сторон;
9 и пусть принесет из мирной жертвы в жертву Господу тук ее, весь
курдюк, отрезав его по самую хребтовую кость, и тук, покрывающий
внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
10 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник,
который на печени; с почками он отделит это;
11 священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня - жертва Господу.
12 А если он приносит жертву из коз, пусть представит ее пред Господа,
13 и возложит руку свою на голову ее, и заколет ее перед скиниею
собрания, и покропят сыны Аароновы кровью ее на жертвенник со всех
сторон;
14 и принесет из нее в приношение, в жертву Господу тук, покрывающий
внутренности, и весь тук, который на внутренностях,
15 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник,
который на печени; с почками он отделит это
16 и сожжет их священник на жертвеннике: это пища огня - приятное
благоухание [Господу]; весь тук Господу.
17 Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого
тука и никакой крови не ешьте.
Жертва мирная.
1 Жертва мирная или жертва спасения (LXX: qusia swthriaV) вместе с
жертвою всесожжения (olah) была дальнейшею, дозаконною жертвою, которую,
напр., видят некоторые в жертве (zebach) Иакова при расставании с
Лаваном (Быт XXXI:54), поскольку жертва здесь была соединена с
пиршеством, как было обычно при жертве мирной; равным образом Иофор, еще
до дарования закона, совместно с евреями приносит и всесожжение, и
жертву мира. Этою давнею известностью обеих жертв объясняется краткость
постановлений о них в законодательстве. Однако, кроме III гл. Лев,
законодатель еще не раз возвращается к речи о жертве шламим (Лев
VII:11–21, 28–36; XIX:5–8; XXII:29–30), причем выступают 3 вида мирной
жертвы: 1) жертва хвалы (z. todah schlamim, Лев VII:13; XXII:29),
приносимая по побуждениям благодарности Иегове за благодеяния Его и
прославления, 2) жертва обета (zebach neder) и 3) жертва вольная (z.
nedabah, Лев VII:16; XXII:18–21). Словопроизводство термина schlamim
двоякое: от schalom — мир или от гл. schalem — быть целым, исполнять
воздавать; в первом случае дается идея полного мира приносителя с Богом,
во втором — идея благодарности Богу за благодеяние. Главное различие
обряда этой жертвы от всесожжения — то, что в первой пол животного
считался безразличным, только требование беспорочности и здесь
оставалось в силе. Не упоминается при жертве мирной о птицах, как
материале: обычное при жертве мирной разделение жертвенного мяса на 3
части: для сожжения Иегове, для священников и для приносителей делало
невозможным употребление малой птицы в этом жертвоприношении.
2-5 (ср. 6–10, 12–16). Операции при принесении жертвы мира до
кровекропления включительно сходны с действиями при всесожжении, и лишь
в употреблении жертвенного мяса выступают характерные различия обоих
родов жертвы. При жертве мира сожигалось не все мясо животного, а лишь
некоторые специальные жертвенные части, именно: тук на внутренностях и
вообще весь тук, сальник на печени, обе почки, а у овец еще курдюк — на
Востоке у овец (ovis laticaudata) очень большой (ст. 9). Эти жирные
части (самый жир не употребляется в пищу евреев, ст. 17) сожигались
обычно «на жертвеннике вместе с всесожжением, которое на дровах, на
огне» (ст. 5). В символическом смысле это могло означать «страсти
похоти, которые надлежит умерщвлять в славу Божию» (Н. Grotius). Затем,
лучшие части мяса, грудь (хазе, chaseh) и правое плечо (шок, schoq)
выделялись служащему священнику, причем грудь предварительно приносилась
Иегове. Через символический обряд «потрясения» («тенуфа», tenuphah, —
Лев VII:30; VIII:25; X:14), состоявший в том, что грудная часть
полагалась на руки приносящего жертву, а священник, подложив свои руки
под руки приносящего жертву, двигал их взад и вперед, ducebat et
reducebat (Мишна, Менахот V:6) — обряд, видимо, напоминающий
православно-церковное возношение св. даров. Затем грудь отдавалась
священнику, который с семьею, изжарив или сварив мясо, вкушал на чистом
месте (Лев VII:30; X:14). Остальное мясо поступало в пользу приносителя,
который учреждал пиршество (Втор XXVII:7), с участием в нем членов его
семейства и других приглашенных — чистых в левитском смысле.
17 Употребление внутреннего сала и крови евреям воспрещается частью по
основаниям гигиеническим: в жаркой Палестине сало и кровь легко
подвергаются порче, частью по побуждениям нравственно-религиозным: с
целью возбудить и поддерживать в евреях уважение к жизни, седалище
которой — в крови (Лев XVII:11), а также предохранить их от увлечения
идоложертвенным и суеверным употреблением крови в языческих культах.
Особое, именно искупительное, значение крови при ветхозаветном алтаре
указано в Лев XVII:11.