|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
27
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу
Господу по оценке твоей,
3 то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть
пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;
4 если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;
5 от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать
сиклей, а женщине десять сиклей;
6 а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей
серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;
7 от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать
сиклей серебра, а женщине десять сиклей.
8 Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть
представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с
состоянием давшего обет пусть оценит его священник.
9 Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что
дано Господу, должно быть свято:
10 не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим;
если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет
святынею.
11 Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в
жертву Господу, то должно представить скотину священнику,
12 и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит
священник, так и должно быть;
13 если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке
твоей.
14 Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен
оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и
состоится;
15 если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит
пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его.
16 Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя
должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей
серебра;
17 если от юбилейного года посвящает кто поле свое, - должно состояться
по оценке твоей;
18 если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен
рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно
убавить из оценки твоей;
19 если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит
пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним;
20 если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то
уже нельзя выкупить:
21 поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы
поле заклятое; священнику достанется оно во владение.
22 А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его
владения,
23 то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного
года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню;
24 поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому
принадлежит владение той земли.
25 Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер
должно быть в сикле.
26 Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу,
не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, - Господни они.
27 Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить
к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей.
28 Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из
своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения,
- не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня
Господня;
29 все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть
предано смерти.
30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева
принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене
ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит
под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять
его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и
не может быть выкуплено.
34 Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых
на горе Синае.
О
выкупе посвященного Иегове; случаи, когда выкуп невозможен; десятина
Иегове с земли.
1-7 В параллель выкупу проданного (гл. XXV), закон разрешает и нормирует
выкуп посвященного Иегове — не в силу обязательства закона, а по
вольному усердию или обету, в силу свободного движения религиозного
чувства. Посвятивший, по этому побуждению, Иегове свою личность или
личность другого, отдавал тем самым жизнь посвященного Иегове; взамен
жизни Иегова разрешает давать выкуп в пользу святилища. Размер выкупа
видоизменяется в зависимости от пола и возраста: для мужчин: а) в зрелом
возрасте от 20 до 60 л. — 50 сиклей священных (не народных, меньших
священного на 1/7 серебра; б) от 5 до 20 л. — 20 с; в) от 1 месяца до 5
л. — 5 сиклей; г) свыше 50 л. — 15 с. Женского пола лица во всех
указанных возрастах ценятся ниже: а) 30 сикл.; б) 10 сикл.; в) 3 сикл.;
г) 10 сиклей. Очевидно, в каждом случае ценилась неодинаковая
работоспособность посвященного святилищу лица, от него требовалась
физическая работа для святилища: рубка дров, ношение воды и под.
8 Если бы указанная оценка оказалась слишком высокою для бедняка, то
священник делал ему особую оценку: сообразно с состоянием его.
9-13 В случае посвящения какого-либо жертвенного животного, оно
безусловно должно было поступить в жертву (ст. 9), причем, — в
устранение эгоистического выбора, — запрещена всякая замена обещанного
экземпляра, даже лучшим (10). В случае посвящения Иегове животного
нечистого оно или употреблялось для святилища натурою, или продавалось в
пользу его священником, или — на случай, если бы посвятивший пожелал
обратно получить животное — священник оценивал его, и владелец вносил
цену с прибавлением 1/5 ее (ст. 13) — род наказания за необдуманность
обета и незаконное пользование священным достоянием (ср. V:16; XXII:14).
14-15 То же самое было с посвященным (напр., в случаев болезни) и
обратно выкупаемым домом, как и с полем (ст. 19).
16 Размер поля определяется количеством высеваемого зерна. Хомер (ср.
Чис XI:32) или кор — мера (сыпучих тел), приблизительно равная 6
гарнцам, следовательно несколько менее нашего четверика. В 50 сиклей
оценивается доход поля, на который высевается хомер ячменя, вероятно не
за один год, а за несколько лет арендного пользования.
17-24 Упомянутое уже (см. примеч. к XXV гл.) расчисление стоимости
земельных участков, посвящаемых святилищу, в связи с законом юбилейного
года. При этом выступают два характерные для ветхозаветной теократии
случая: 1) поле, посвященное Иегове, невыкупленное владельцем его и
проданное другому, делалось как бы заклятым (cherem, LXX: wsper h gh h
afwrismenh = anaqma), ст. 20–21; 2) различается поле благоприобретенное,
купленное, которым покупщик не имел права распоряжаться после юбилейного
года, и поле родовое, которое не могло обращаться в заклятие, в вечное
достояние святилища.
25 Сикль древнееврейский (ср. Исх XXX:13), как показывают образцы его в
Луврском музее, весил несколько меньше нашего серебр. рубля (около 4
золотников, а рубль = 4 золотн. 21 доля), откуда приблизительная
стоимость 80–86 коп. В сикле 20 гер, 10 гер или 1/2 сикля = бека (в 1
Цар IX:8 упомянуто еще 1/4 сикля).
26-27 Посвящать Иегове от усердия можно было только то, что уже само по
себе, без посвящения, по закону, не принадлежало Ему. Поэтому нельзя
было посвящать Иегове первенцев, принадлежавших Иегове по закону, — Исх
XIII:2; XXII:30.
28-29 Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»),
что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека
ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое — херем, во-первых, есть «qodesch
qodaschim lajhovah, великая святыня Господня» и, как такое, никоим
образом, не может быть предметом владения или пользования человека (ст.
28); во-вторых, заклятое — человек или скотина — не может остаться в
живых, а должно быть предано смерти (ст. 29). Чтобы обречение на смерть
человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа
Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства
Божия (ср. Чис ХХI:2; Втор XII:16; Haв VI:17; VII:12; 1 Цар ХV:18–19; 3
Цар XX:42).
30-33 Десятина не была заклятием; вместе с первородным и начатками
плодов десятина была обязательным теократическим приношением святилищу:
«что проходит под жезлом — десятое» (ст. 32), — бытовая черта.