|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
21
1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи
им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;
2 только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему,
к сыну своему и дочери своей, к брату своему
3 и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно
ему прикасаться, не оскверняя себя;
4 и прикосновением к кому бы то ни было в народе своем не должен он
осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым.
5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и
делать нарезы на теле своем.
6 Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога
своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому
должны быть святы.
7 Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и
жену, отверженную мужем своим, ибо они святы [Господу] Богу своему.
8 Святи его, ибо он приносит хлеб [Господу] Богу твоему: да будет он у
тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас.
9 Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит
отца своего; огнем должно сжечь ее.
10 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей
помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не
должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих;
11 и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к
умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.
12 И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога
своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь.
13 В жену он должен брать девицу [из народа своего]:
14 вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он
брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь
[Бог], освящающий его.
16 И сказал Господь Моисею, говоря:
17 скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на
теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу
своему;
18 никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни
слепой, ни хромой, ни уродливый,
19 ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука,
20 ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый,
ни паршивый, ни с поврежденными ятрами;
21 ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть
недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу;
недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб
Богу своему;
22 хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть;
23 но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен
приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить
святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их.
24 И объявил это Моисей Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым.
Преимущественная святость, требуемая от священства; требования
религиозно-обрядовые и нравственные; свобода от недостатков физических.
1-3 Если и весь народ израильский, как избранный Богом в народ
священнический, имевший быть посредником между Иеговою и всем
внезаветным человечеством, должен был строго соблюдать все предписания
закона о духовной и физической чистоте и святости, то тем более строгие
требования в этом отношении предписываются священникам. Круг
дозволенного здесь для священников, а особенно для первосвященника,
более тесен и ограничен. «Священнику надлежало быть образцом целомудрия,
и чтобы род оставался беспримесным, не подавать повода к оскорблению
замышляющим поругание» (блаж. Феодорит, вопр. 30). Требования к
священникам в отношении духовно-телесной чистоты разделяются на 3
группы: 1) запрещение оскверняться трупами и погребальным трауром (ст.
1, 10–12); 2) запрещение жениться на вдове, блуднице, отверженной,
иностранке (ст. 7–8, 13–15); 3) запрещение священства для лиц, имеющих
телесные недостатки (ст. 17–23). Как служители святилища Бога Живого,
священники не должны иметь привязанности к обрядам смерти. Потому, хотя
погребение умершего вообще считалось непременным долгом еврея, но
священники могли погребать и оплакивать лишь ближайших и вместе живущих
родственников, прикосновение к которым, след. и осквернение (Чис V:2;
VI:6; XIX:14), было неизбежно: мать, отца, сына, дочь и сестру-девицу,
живущую при нем. О жене не упомянуто (как и в Иез XLIV:25). На жену
видят указание (на основании Таргума Ионафана) в запрещении ст. 4 не
прикасаться к кому-либо в народе (ср. Иез XXIV:16–18), хотя весьма
сомнительно, чтобы совершение последнего долга было воспрещено
священнику в отношении жены, которая, по Быт II:23–24, есть одна плоть с
мужем (Vulg.: ст. 4: nec in principe populi su contaminatur; так и
Онкелос; но контекст речи ничего не говорит о «князе народа»).
5-6 Изуродование головы, бороды и тела в честь мертвых, запрещенное всем
израильтянам вообще (XIХ, 27, 28), тем строже воспрещено служителям
Иеговы, святого Бога, между тем запрещаемые обряды имели связь с
языческими культами.
7-9 Относительно брака и семейной жизни священника даются следующие
ограничения: он не мог жениться ни на блуднице (евр. zonah: по иуд.
традиции — всякая женщина, имевшая сожительство в одной из запрещенных
законом степеней), на опороченной (по традиции — родившейся от
запрещенного брака, по Иосифу Флавию — женщине, имевшей сомнительное
целомудрие, напр., служанке, пленной) и отверженной мужем (по традиции —
также женщине, «разувшей сапог родственнику», Втор XXV:9). Охраняя
достоинство и репутацию священнической семьи, закон предписывает строгую
кару — сожжение, вероятно, с предшествующим побиением камнями — дочери
священника (по раввинам: обрученной кому-либо), впавшей в блуд (ср.
блаж. Федор, вопр. 30).
10-15 В обоих отношениях требования к первосвященнику являются еще более
строги. В отношении траура первосвященнику, который всегда должен быть
чистым, воспрещен плач погребальный, — конечно, лишь наружные, у
восточных жителей всегда бурные и неумеренные проявления его (внутренняя
молчаливая печаль не могла быть воспрещена), — даже по отце и матери:
всякое прикосновение первосвященника к мертвому было бы осквернением
святилища (по толкование иудейских авторитетов, впрочем, если бы
первосвященник в безлюдном месте на дороге встретил непогребенного
покойника, долгом его было погребение его). Относительно брака, в
сравнении с правилами о священническом браке (ст. 7), первосвященнику
сделано новое ограничение: предписывалось не брать в жены вдову (ст.
13–14); вдова во время сожительства с прежним мужем могла приобрести
склонности, не соответствующие требованиям безукоризненной чистоты
семейной жизни первосвященника. Подобные ограничения существовали у
римлян относительно понтифекса, у афинян — в отношении царя.
17-23 Чистота и святость священства, обусловленная святостью призвания и
служения его, требовала и физической беспорочности лиц, приступающих к
жертвеннику Иеговы. Поэтому те члены колена Левия и фамилии Аарона,
которые имели какой-либо телесный недостаток, — в пример этих
недостатков библейский текст называет 12 (евр. термины допускают
неодинаковое понимание, как видно уже из сравнения слав. и русск. перев.
в ст. 18 и 20), а традиция насчитывала свыше 50, — тем самым исключались
от служения алтарю (ст. 17, 21, 23), хотя, как не виновные в этой
непригодности своей к священнослужению, они и не почитались нечистыми, и
им предоставлена была высокая честь вкушения частей жертв — «великих
святынь и святынь» (ст. 22; см. гл. VII:27–28). Основания данной статьи
закона блаж. Феодорит (вопр. 30) определяет так: «Бог, по причине
ропотливости иудеев, запрещает священнослужение тем, которые имеют
какой-либо телесный порок, но подвидом непроизвольных недостатков
запрещает произвольные; ибо слепотою глаз дает разуметь лишение ведения;
урезанием уха — преслушание, а отнятием носа — потерю рассудка,
отсечением руки — недостаток деятельности».