|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо
свят Я Господь, Бог ваш.
3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я
Господь, Бог ваш.
4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог
ваш.
5 Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы
приобрести себе благоволение:
6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а
оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне;
7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет
благоприятно;
8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню
Господню, и истребится душа та из народа своего.
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля
твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в
винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог
ваш.
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я
Господь [Бог ваш].
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не
должна оставаться у тебя до утра.
14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться
ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не
угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего
твоего. Я Господь [Бог ваш].
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и
не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего
твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
19 Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля
твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из
шерсти и льна, не одевайся.
20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не
выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не
смертью, потому что она несвободная:
21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности,
овна в жертву повинности своей;
22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха,
которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.
23 Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите
какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три
года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;
24 а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств
Господних;
25 в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все
произведения его. Я Господь, Бог ваш.
26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на
себе письмен. Я Господь [Бог ваш].
29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не
блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом.
30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.
31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не
доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа]
Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].
33 Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:
34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш;
люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я
Господь, Бог ваш.
35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:
36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я
Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.
37 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь
[Бог ваш].
Законы моральные, богослужебно-обрядовые и юридические, регулирующие быт
Израиля по идеалу святости.
1-2 Указание основного закона жизни Израиля и отдельных его членов:
усвоение в собственное достояние той святости, которая в безусловном
смысле принадлежит только Богу (ср. XI:44), освящение жизни Израиля
следованием учреждениям и постановлениям Божиим, обнимавшим всю жизнь
народа Божия. Законы о чистом и нечистом символически выражали эту идею
освящения Израиля.
3 В ряду законов прежде всего напоминаются заповеди десятисловия: о
почитании родителей (ср. Исх XX:8, 12) и о хранении субботы (ср. Исх
XXXI:13, 14) — заповеди, выраженные в положительной (а не в
отрицательной, как все другие заповеди десятословия) форме.
4 Запрещение идолослужения (ср. Исх XX:4–6). Идолы названы elilim,
ничтожество (ср. 1 Кор VIII:4), и богами литыми.
5-8 Повторение законов о мирной жертве, именно об употребление ее мяса
(ср. VII:15–18), для руководства в личной религиозной жизни каждого.
9-18 Даются некоторые правила касательно справедливости, честности,
милосердия и любви к ближним.
9-10 На первом месте ограждается право бедных, с которыми сопоставляются
и пришельцы — чужеземцы, живущее среди Израиля. С великою гуманностью
требует законодатель, чтобы эти люди не были забыты собственниками и
владельцами при сборе хлеба, винограда, конечно, и других произведений
земли (ср. XXIII:22; Втор XXIV:19–21). Размер части, уделяемой бедным —
край недожатого поля (peah), оставшееся или забытое в поле и
винограднике, предоставлялся усмотрению каждого, великодушию и
состраданию. В Мишне, где данному пункту посвящен целый тракт. «Пеа»,
minimum упомянутых пожертвований (в частности недожинаемого края)
определяется в 1/60 всего достояния хозяина.
11-13 Напоминается 8-я заповедь десятисловия, и предупреждаются
преступления против нее — присвоение чужой собственности во всех видах
этого греха: тайное похищение, явное с насилием (грабеж), хитрый обман с
ложною клятвою, несправедливая задержка платы поденщику (ср. Втор
XXIV:14–15; Иер XXXII:13; Мал III:5; Иак V:4).
14-15 Насмешка и злоба против лиц, имеющих тяжкие физические недостатки
— глухоту и слепоту, обнаруживают недостаток страха Божия в человеке и
сознания всеведения Божия; притом несметные обиженные лишены были
возможности искать возмездия обидчикам. Посему грозное проклятие Божие
(см. Втор XXVII:18) против обидчиков должно было охранять беспомощных. С
другой стороны и в отношении к слабым, каковы бедняки, воспрещается
всякое лицеприятное послабление (ср. Исх XXIII:1–3, 5–8), недопустимое в
отношении сильных.
16-18 Закон любви и благожелательности к ближнему, здесь заповедуемый
(ст. 18), предваряется отрицательными постановлениями: 1) не клеветать
на ближнего и вообще не содействовать гибели ближнего (ср. Исх ХXIII:7)
или (по толкованию евр. авторитетов) даже избегать не оказывать ему
помощи ввиду предстоящей ему гибели (ст. 16); 2) не увлекаться чувством
мести в отношении ближнего, избегать особенно тайной злобы против него,
предпочитая ей открытое обвинение его (ст. 17; Vulg.: non oderis fratrem
tuum in corde tuo, sed publice arzge eum). Непосредственно за
запрещением «мстить» следует положительный «царский закон по Писанию»
(Иак II:8) — закон любви к ближнему, как к самому себе. Из сопоставления
ст. 18 со ст. 34 видно, что именем ближнего здесь назван не просто
единоплеменник, но и вообще человек, напр., поселившийся среди евреев,
пришелец. Тем не менее национальная исключительность евреев уже рано
побуждала ограничивать обязательность этой заповеди пределами лишь
своего народа (Grotius: proximum hic, ut et in omnibus Mosis legibus,
Israelitam solum, aut extraneum legi subjectum intelligunt Hebraei).
19 Без непосредственной связи с предыдущем дается постановление хранить
«уставы» Божии — при творении определенные границы разных видов бытия, а
вместе и моральные законы Божии. Именно запрещается (ср. Втор ХХII:9–11)
искусственно соединять разнородное (евр. kifaim — заглавие целого
трактата Мишны, развивающего мысль данного стиха, Лев ХIX:19): 1)
разведение ублюдков скота; 2) засевание одного участка поля разными
семенами и 3) приготовление одежды из тканей разнородных нитей
(schaatnez — егип. или коптск. слово) — не только химическое (по
толкованию иуд. традиции), но и механическое соединение в одной одежде
шерсти и льна (ср. Втор XXII:11), главных материалов одежды у евреев.
Помимо уважения к положенным Творцом законам, данное постановление могло
возбуждать в людях ужас к упомянутым в ХVIII:22–24 мерзостям, понимаемое
же в аллегорическом смысле могло ограждать евреев от смешения с
язычниками (блаж. Феодор., вопр. 27).
20-22 Жертва вины за соблазн и осквернение рабыни обрученной (если бы
она была свободна, требовалась бы смерть соблазнителя, Втор ?XII:25–26,
или и соблазненной, ст. 23–24).
23-25 Закон — подобно другим некоторым (XIV:34; XXIII:10; XXV:2),
имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом
собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон
регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие
периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто
некультурное, «необрезанное» — нечистое (ср. Ис LII:1; Иер VI:10); 2) в
4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как
благодарение (hitlulim, Vulg.: laudabilis, слав.: «похвален») за
оплодотворение дерева, — как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды
дерева были достоянием его собственника, при чем ему — за точное
соблюдение предписания закона — обещается «прибыток» (слав.; евр.:
lehosiph — для прибавления) плодов (LXX: prosqema umin ta genhmata).
Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и
практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда
употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в
виду, а религиозно-теократическое — посвящение Иегове первых
произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу
свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота (Исх
XIII:12; ХХXIV:19). Данная статья развита талмудистами в целый трактат
«Орла» («необрезанное»).
26-31 Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте
египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное
соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью (ст. 26, ср. VII:26), по
объяснению раввинов, от животного еще живого, — вероятно, вообще
суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX
иное: epi twn orewn (слав.: не ядите на гopax), оно может указывать на
обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2)
всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: oiwnizesqai, Vulg.: augurari —
гадание по полету птиц) и гадание (ст. 26, ср. XX:6); 3) стрижение волос
на голове и бороде (ср. Иер IX:25, 26) с язычески-суеверными целями,
как, напр., древние арабы, по Геродоту (III:8), сбривали волосы на
висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4)
изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор XIV:1), в частности
татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока,
как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср.
Иер ХVI:6; XLI:5; XLVII:5; 3 Цар ХVIII:28); 5) религиозная (напр., в
честь Астарты-Мелиты, ср. Быт XXXVIII) проституция, которой осквернялись
бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство
(LXX: eggastrimuqoiV, слав.: «утробные басни» — чревовещание; ср. блаж.
Феодор., вопр. 29).
32-36 Нравственно-общественные предписания: а) о почтении к старцам (под
zaqen раввины произвольно разумеют только мудрецов), в которых
повелевается чтить божественный авторитет (ст. 33–34); б) любовь к
ближним (ст. 18) должна распространяться и на иностранцев, поселившихся
на земле Израиля и принявших его законы (ср. Исх ХХII:21; XXIII:19); в)
строгая справедливость и честность на суде, в торговле и во всем
общежитии — «в суде, в мере, в весе и в измерении».
37 Повторяется увещание к точному соблюдению законов и уставов, святость
которых ограждается авторитетом Иеговы.